Из приложения к письму Агентства образования Администрации Красноярского края руководителям муниципальных органов управления образованием Красноярского края от 29.09.06 № 7422



Примерная программа по учебному предмету
«ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

(5, 6, 7, 8, 9 классы)

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования в Красноярском крае.

Примерная программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Учебный предмет «Природа и экология Красноярского края» на ступени основного общего образования изучается в течение пяти лет обучения, с 5 по 9 класс.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» на ступени основного общего образования региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений Красноярского края, реализующих программы общего образования, отведено 158 часов:

Изучение учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

Примерная программа по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» обеспечивает преемственность в изучении учебного материала на ступени начального общего и основного общего образования.

Программа 5 класса по учебному предмету «Природа и экология Красноярского края» является логическим продолжением программы по данному учебному предмету на ступени начального общего образования и позволяет расширить знания обучающихся младшего школьного возраста об уникальности объектов живой и неживой природы Красноярского края и явлениях, происходящей в ней.

Содержание курсов 6 и 7 классов предполагает применение обучающимися для исследования объектов и явлений природы своей местности знаний и умений, полученных в результате изучения биологии и географии.

Программа разработана с опорой на материал по данному учебному предмету, пройденный в 5 классе, в результате чего происходит повторное изучение отдельных тем, но на углубленном теоретическом и практическом уровнях.

Программа 8 класса направлена на решение проблем социальной адаптации человека, сохранения здоровья в условиях Красноярского края.

Содержание программы 9 класса является логическим завершением учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» и не несет новой информации, а предполагает систематизацию и обобщение ранее полученных знаний и умений в рамках образовательной области «Естествознание» и реализуется в форме организации исследовательской деятельности обучающихся.

В результате изучения учебного предмета «Природа и экология Красноярского края» обучающийся должен:

В начало

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(158 часов)

5 класс (18 часов)

Географическое положение Красноярского края (5 часов)

Характеристика географического положения Красноярского края, своего района (города). Размеры территории и границы Красноярского края, своего района (города). Полезные ископаемые Красноярского края (нефть, каменный уголь, руды цветных и редких металлов). Лесные ресурсы. Гидроресурсы (реки Енисей, Ангара). Земельные ресурсы. Природные зоны. Уникальные памятники природы Красноярского края, своей местности.

Определение границ Красноярского края, своей местности. Протяженность Красноярского края с севера на юг и с запада на восток в километрах. Определение координат крайних точек Красноярского края (северной и южной). Ориентирование по местным признакам (с компасом и без компаса).

Многообразие флоры и фауны Красноярского края (10 часов)

Многообразие растений (дикорастущие, культурные, лекарственные, исчезающие, ядовитые растения), насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Красноярского края. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Красноярского края. Грибы съедобные и несъедобные. Меры охраны и сохранения видового разнообразия флоры и фауны Красноярского края.

Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке, с использованием атласа-определителя растений Красноярского края. Изготовление гербариев из лекарственных, дикорастущих и культурных растений своей местности. Создание сообщений, фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций о растениях и животных своей местности (по выбору).

Экскурсия в зоологический сад, музей, заповедник, заказник (по выбору).

Охраняемые природные территории Красноярского края (3 часа)

Охраняемые и особо охраняемые территории Красноярского края (заказники, заповедники, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, природные национальные парки). Их роль в сохранении биоразнообразия.

Экскурсия в одну из охраняемых территорий Красноярского края (по выбору). Наблюдение за соблюдением посетителями правил поведения в природе.

Ведущие краеведческие музеи Красноярского края

В начало

6 класс (70 часов)

Особенности геологического строения. Рельеф и полезные ископаемые Красноярского края (7 часов)

Главные черты рельефа Красноярского края (плоскогорье, низменности, горные массивы, котловины) и их связь со строением литосферы. Складчатые и платформенные области, их связь с полезными ископаемыми (магматические (глубинные), осадочные (поверхностные) и метаморфические). Основные месторождения Красноярского края. Опасные геологические явления и меры их предупреждения

Определение границ и особенностей расположения крупных форм рельефа Красноярского края. Определение основных месторождений Красноярского края. Исследование уникальности природных ресурсов (минералов и полезных ископаемых) Красноярского края, своей местности. Экскурсия в геологический музей (по выбору). Определение координат самой высокой и самой низкой точек Красноярского края.

Климат Красноярского края (6 часов)

Особенности климата Красноярского края. Факторы, определяющие особенности климата. Распределение тепла и влаги на территории Красноярского края. Тепловые и климатические пояса. Погода. Причины изменения климата. Влияние климата на жизнь и здоровье жителей Красноярского края, своей местности

Исследование распределения среднемесячных температур, годового количества осадков на территории своей местности. Прогнозирование погоды на территории своей местности

Внутренние воды и водные ресурсы Красноярского края (10 часов)

Водная система Красноярского края. Главные речные системы и бассейны рек Енисея, Ангары, Подкаменной Тунгуски, Нижней Тунгуски, Тубы, Маны. Питание и режим рек. Озера (Таймыр, Хантайское, Учум, Шира и другие), болота, подземные воды. Ледники, снежный покров. Многолетняя мерзлота. Значение реки Енисей в жизни и хозяйственной деятельности населения Красноярского края. Использование вод и пути сохранения их качества и объема. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения и другие) и предупреждение их действий.

Оценка водных ресурсов своей местности и прогнозирование их использования. Исследование изменений состояния реки своей местности в течение определенного времени (месяца, года). Выявление рисков для населения и анализ возможных путей решения проблемы

Почва и почвенные ресурсы Красноярского края (7 часов)

Условия образования почв на территории Красноярского края. Основные типы почв и их плодородие. Географические закономерности распространения почв. Почвенная карта Красноярского края. Земельные ресурсы Красноярского края, их использование и охрана. Роль мелиорации. Ветровая и водная эрозия почв на территории Красноярского края и меры борьбы с разрушением, загрязнением и вторичным засолением почв.

Определение плодородия почвы своей местности (пришкольного участка) и прогнозирование ее использования

Растительный мир Красноярского края (30 часов)

Растительный мир Красноярского края. Многообразие растений и грибов Красноярского края. Дикорастущие (лекарственные, ядовитые, съедобные, кормовые, декоративные) и культурные растения Красноярского края. Растения, занесенные в Красную книгу Красноярского края. Систематизация и классификация растений. Низшие и высшие споровые растения. Голосеменные и покрытосеменные растения.

Определение названий растений, произрастающих на пришкольном участке, с использованием атласа-определителя растений Красноярского края. Определение перечня лекарственных, ядовитых и исчезающих видов растений своей местности (пришкольного участка). Определение мер сохранения растений в природных сообществах

Природные комплексы Красноярского края (10 часов)

Формирование современных природных комплексов на территории Красноярского края как результат длительного развития географической оболочки. Эволюция и смена природных сообществ. Природные и антропогенные ландшафты Красноярского края. Природные зоны Красноярского края и их физико-географические особенности. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, лесостепи, степи. Высотная поясность и экологические проблемы. Взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природной зоны как зонального природного комплекса. Зональная система земледелия Красноярского края и рациональное использование земельных ресурсов

Исследование природных комплексов своей местности. Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций о природных комплексах своей местности (по выбору)

В начало

7 класс (35 часов)

Животный мир Красноярского края (17 часов)

Животный мир Красноярского края. Многообразие членистоногих, червей, моллюсков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Исчезающие виды животных и птиц, причины снижения их численности. Животные, занесенные в Красную книгу Красноярского края. Меры охраны фауны Красноярского края.

Экскурсия в зоологический сад, музей, заповедник, заказник (по выбору).

Создание фотоальбомов, видеороликов и компьютерных презентаций о животных и птицах Красноярского края (по выбору).

Разработка моделей природоохранных мероприятий (на основе материалов наблюдений, собранных во время экскурсии)

Население Красноярского края (10 часов)

Численность населения. Освоение и заселение территории Красноярского края. Половой и возрастной состав населения. Особенности расселения: городское и сельское население. Основная полоса расселения. Размещение населения на территории Красноярского края. Естественное движение населения. Аборигены. Роль крупнейших городов в жизни Красноярского края.

Влияние природной среды на качество жизни населения. Среда обитания человека: природная, социальная, техногенная. Экологические проблемы среды обитания человека. Виды опасностей для человека. Типы хозяйствования на территории Красноярского края. Проблемы, возникающие при использовании земли и ландшафтов людьми. Риски для населения и возможные пути их решения.

Определение по статистическим данным численности, национального, полового и возрастного состава населения Красноярского края, своей местности. Определение по карте плотности и особенностей размещения населения Красноярского края, своей местности. Исследование факторов, влияющих на численность населения в Красноярском крае, своей местности, и оценка возможных путей решения проблемы.

Основы природопользования и охрана природы в Красноярском крае (8 часов)

Роль науки в организации рационального использования и преобразования природных ресурсов в условиях Красноярского края.

Основные типы природопользования.

Прогнозы изменения природы под влиянием хозяйственной деятельности человека на территории Красноярского края. Особо охраняемые территории Красноярского края (биосферные заповедники: Таймырский, Саяно-Шушенский и Центрально-Сибирский; Путоранский заповедник; национальный парк «Шушенский бор»; заказники; государственные памятники природы). Правила личного природоохранного поведения в повседневной трудовой и бытовой деятельности. Экологические проблемы Красноярского края и задачи экологического воспитания обучающихся.

Прогнозирование изменений природы своей местности под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия в охраняемые территории края (по выбору). Преобразование антропогенных комплексов на основе экологических норм.

Исследование антропогенных факторов, влияющих на изменение природы в Красноярском крае, своей местности, и оценка возможных путей решения проблемы

В начало

8 класс (18 часов)

Адаптация человека к условиям среды Красноярского края (10 часов)

Эволюционная и индивидуальная адаптация человека. Физиологические механизмы адаптации к условиям Сибири и Крайнего Севера.

Стресс-реакция как механизм индивидуальной адаптации организма человека.

Оценка функционального состояния (уровня физиологического стресса) собственного организма.

Население Красноярского края. Экологические и медико-социальные проблемы здоровья населения Красноярского края (8 часов)

Здоровье человека как функциональная система, её компоненты. Показатели индивидуального здоровья, здоровья популяции и уровня заболеваемости в Красноярском крае. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье.

Анализ влияния природных и антропогенных факторов среды Сибири и Крайнего Севера на здоровье жителей Красноярского края

В начало

9 класс (17 часов)

Специфика естественного состава водных систем Красноярского края. Антропогенные изменения химического состава водных систем и воздуха Красноярского края, их влияние на здоровье населения и состояние окружающей среды. Своеобразие химического состава почв. Пути рационального использования воды, воздуха и почв на территории Красноярского края.

Определение химического состава природных объектов (воздуха, водных систем, почвы) своей местности. Соотнесение полученных результатов с данными по Красноярскому краю и предельно допустимыми концентрациями этих компонентов для данной среды. Оценка экологической ситуации в одной из местностей Красноярского края.

Химический состав продуктов питания жителей Красноярского края (3 часа)

Продукты питания жителей Красноярского края. Химический состав овощей и фруктов.

Исследование химического состава в продуктах питания, предлагаемых магазинами и выращенных на полях одной из местностей Красноярского края. Оценка рекламируемых продуктов питания и их влияние на состояние здоровья человека

Химическое производство в Красноярском крае (5 часов)

Общее представление об основных химических производствах и предприятиях, размещенных на территории Красноярского края. Химизм производственных процессов с точки зрения экономической рентабельности, химического загрязнения природы и последствий состояния здоровья населения Красноярского края.

Прогнозирование эффектов хозяйственной деятельности человека и путей восстановления экологического баланса на территории своей местности

В начало



К оглавлению | На главную